Многие относятся к досудебным претензиям, как к формальному шагу, который ни на что не влияет. Часто думают, что досудебная претензия необходима исключительно для того, чтобы представить в суд доказательство попытки урегулировать спор.
Однако, это коварное заблуждение.
Сегодня в рубрике «Уроки переговоров» обсудим, как досудебная претензия может помочь урегулировать конфликт. Изучим конкретную досудебную претензию и посмотрим, как ее можно улучшить, чтобы помочь отправителю достичь желаемого.
Однажды ко мне обратился клиент со следующей просьбой. Между ним и его заказчиком был заключен договор оказания услуг. Заказчик не выплатил часть вознаграждения моему клиенту за выполненную работу, ссылаясь на то, что была допущена просрочка в реализации проекта.
Клиент направил мне материалы дела и копию досудебной претензии, на которую Заказчик не ответил.
Претензия была краткой:
«Уважаемый Иван Иванович,
(дата) между ГУП «Заказчик» и ООО «Исполнитель» был заключен договор на разработку системы управления персоналом.
В соответствии с договором мы выполнили (некую) работу. До сих пор мы не получили задолженность в размере (нескольких) миллионов рублей».
Далее следовало несколько цитат из гражданского законодательства, требование выплатить долг и стандартная угроза о том, что в случае, если Заказчик не оплатит долг в обозначенный срок, то Исполнитель обратится в суд.
Увидев это письмо, я предложила клиенту повторно обратиться к Заказчику с досудебной претензией.
Что появилось в новом документе?
o Цели проекта,
o Ход реализации, как шли совещания, как обсуждались те или иные моменты в реализации проекта,
o Результаты и польза работы,
o Причины просрочки – смена команды на стороне Заказчика,
o Отмечена конфиденциальность проекта и последствия публичного доступа к информации в случае судебного процесса,
o Предложено урегулировать спор мирным путем, провести переговоры, обсудить все наболевшие вопросы в присутствии посредника.
Я написала письмо в подчеркнуто уважительном и дружеском стиле, не допуская обвинений в адрес Заказчика, не допуская угроз обратиться в суд, и сделала попытку найти интерес Заказчика в мирном урегулировании спора.
Всё это свойства медиации:
o Нейтральный и уважительный стиль к обеим сторонам конфликта
o Недопустимость возложения вины
o Поиск интересов, способных привести стороны к соглашению
Мы направили это письмо Заказчику. В течение недели Заказчик полностью погасил долг. Это послужило счастливым уроком переговоров для моего клиента, а мне очередным доказательством того, что досудебная претензия не должна носить формальный характер.
Дарья Ждан-Пушкина
Медиатор Центра медиации “Solis”
Иллюстрация: Сергей Лебедев, В Земском Собрании
Однако, это коварное заблуждение.
Сегодня в рубрике «Уроки переговоров» обсудим, как досудебная претензия может помочь урегулировать конфликт. Изучим конкретную досудебную претензию и посмотрим, как ее можно улучшить, чтобы помочь отправителю достичь желаемого.
Однажды ко мне обратился клиент со следующей просьбой. Между ним и его заказчиком был заключен договор оказания услуг. Заказчик не выплатил часть вознаграждения моему клиенту за выполненную работу, ссылаясь на то, что была допущена просрочка в реализации проекта.
Клиент направил мне материалы дела и копию досудебной претензии, на которую Заказчик не ответил.
Претензия была краткой:
«Уважаемый Иван Иванович,
(дата) между ГУП «Заказчик» и ООО «Исполнитель» был заключен договор на разработку системы управления персоналом.
В соответствии с договором мы выполнили (некую) работу. До сих пор мы не получили задолженность в размере (нескольких) миллионов рублей».
Далее следовало несколько цитат из гражданского законодательства, требование выплатить долг и стандартная угроза о том, что в случае, если Заказчик не оплатит долг в обозначенный срок, то Исполнитель обратится в суд.
Увидев это письмо, я предложила клиенту повторно обратиться к Заказчику с досудебной претензией.
Что появилось в новом документе?
o Цели проекта,
o Ход реализации, как шли совещания, как обсуждались те или иные моменты в реализации проекта,
o Результаты и польза работы,
o Причины просрочки – смена команды на стороне Заказчика,
o Отмечена конфиденциальность проекта и последствия публичного доступа к информации в случае судебного процесса,
o Предложено урегулировать спор мирным путем, провести переговоры, обсудить все наболевшие вопросы в присутствии посредника.
Я написала письмо в подчеркнуто уважительном и дружеском стиле, не допуская обвинений в адрес Заказчика, не допуская угроз обратиться в суд, и сделала попытку найти интерес Заказчика в мирном урегулировании спора.
Всё это свойства медиации:
o Нейтральный и уважительный стиль к обеим сторонам конфликта
o Недопустимость возложения вины
o Поиск интересов, способных привести стороны к соглашению
Мы направили это письмо Заказчику. В течение недели Заказчик полностью погасил долг. Это послужило счастливым уроком переговоров для моего клиента, а мне очередным доказательством того, что досудебная претензия не должна носить формальный характер.
Дарья Ждан-Пушкина
Медиатор Центра медиации “Solis”
Иллюстрация: Сергей Лебедев, В Земском Собрании