Введение
Медиация в Китае сделала большой шаг вперед в связи с введением судебной онлайн-системы. Удалось снизить нагрузку на судебные органы и сделать правосудие доступнее, особенно в удаленных сельских районах. С 2018 года по 2021 год, с момента запуска платформы онлайн-медиации, было успешно разрешено 13,6 млн споров с уровнем успеха 65%, система обрабатывает до 17 000 дел в день. В этой статье мы рассмотрим, как работает онлайн-медиация в Китае, что о ней говорит закон и как устроена платформа, на которой работают медиаторы в Китае.[1]
Законодательная база
Гражданско-процессуальный кодекс КНР распространяется на порядок работы медиативных онлайн процедур таким же образом, как и на медиацию, проводимую в оффлайн режиме. Акцентирует внимание на добровольности и законности медиации, устанавливает юридическую силу медиативных соглашений и уточняет порядок приобретения медиативным соглашением юридической силы.
«Закон о медиации 2010 г.» регулирует порядок проведения медиации и создает общую правовую основу, определяет обязанности медиаторов и гарантирует, что соглашения, достигнутые в ходе медиации, подлежат исполнению, если они соответствуют положениям законодательства.
«Правила онлайн-медиации в народных судах» вступили в силу 1 января 2022 года и являются основным документом, регулирующим правила проведения онлайн-медиации и порядок её работы через платформу медиации народных судов: https://tiaojie.court.gov.cn.
Механика процесса: от заявки к соглашению
Медиация в Китае сделала большой шаг вперед в связи с введением судебной онлайн-системы. Удалось снизить нагрузку на судебные органы и сделать правосудие доступнее, особенно в удаленных сельских районах. С 2018 года по 2021 год, с момента запуска платформы онлайн-медиации, было успешно разрешено 13,6 млн споров с уровнем успеха 65%, система обрабатывает до 17 000 дел в день. В этой статье мы рассмотрим, как работает онлайн-медиация в Китае, что о ней говорит закон и как устроена платформа, на которой работают медиаторы в Китае.[1]
Законодательная база
Гражданско-процессуальный кодекс КНР распространяется на порядок работы медиативных онлайн процедур таким же образом, как и на медиацию, проводимую в оффлайн режиме. Акцентирует внимание на добровольности и законности медиации, устанавливает юридическую силу медиативных соглашений и уточняет порядок приобретения медиативным соглашением юридической силы.
«Закон о медиации 2010 г.» регулирует порядок проведения медиации и создает общую правовую основу, определяет обязанности медиаторов и гарантирует, что соглашения, достигнутые в ходе медиации, подлежат исполнению, если они соответствуют положениям законодательства.
«Правила онлайн-медиации в народных судах» вступили в силу 1 января 2022 года и являются основным документом, регулирующим правила проведения онлайн-медиации и порядок её работы через платформу медиации народных судов: https://tiaojie.court.gov.cn.
Механика процесса: от заявки к соглашению

Первым этапом является подача заявления на сайте https://tiaojie.court.gov.cn или в мини-приложении платформы WeChat. В заявлении требуется указать:
Далее система предлагает подходящего медиатора, основываясь на введенной ранее информации. Также можно выбрать медиатора самостоятельно. Важно, что выбор медиатора - это совместное решение сторон. В случае неспособности сторон выбрать медиатора, суд выберет его в принудительном порядке.
Далее в течение трех дней медиатор или ассоциация медиаторов должны ответить на заявку, подтвердить ее или отклонить в случае если спор выходит за рамки компетенции.
Правовая система КНР известна тем, что юридической деятельностью имеют право заниматься только лица, имеющие гражданство КНР, но на медиаторов это правило не распространяется – медиаторам-иностранцам и резидентам Гонконга, Макао и Тайваня разрешено участвовать в коммерческих спорах и некоторых гражданских спорах.
После того, как медиатор принял заявление, начинается процесс медиации. Предварительно медиатор уточняет у сторон, каким образом будет проведена медиация (в режиме аудио- или видео-встречи). В случае отсутствия у одной из сторон технических возможностей участия, медиатор обязуется такие условия предоставить. Если же выясняется, что обе стороны не имеют нужных технически средств, то тогда медиация переходит в очный формат.
Перед непосредственным началом медиатор должен проверить личность сторон. Все стороны должны войти в одно и то же назначенное время, если стороны не могут войти в систему одновременно, с согласия всех заинтересованных сторон, видео-медиация проводится для сторон по очереди.
В процессе онлайн-медиации медиатор должен синхронно составлять электронные протоколы и подтверждать неоспоримые факты. С очевидно выраженного согласия обеих сторон электронные протоколы могут быть заменены аудио- и видеозаписями, но неоспоримые факты должны быть подтверждены в письменном виде.
По достижении согласия сторон, медиативное соглашение регистрируется в онлайн форме, и подписывается медиатором и сторонами с помощью электронной подписи или подтверждением СМС кодом, после чего вступает в силу и передается через платформу медиации.
Если по итогу проведения медиации медиативное соглашение не заключается, медиатор фиксирует причины. Суд рассматривает дело в зависимости от конкретных обстоятельств, например, может предложить подать заявление онлайн или возобновить судебное разбирательство.
Медиатор и платформа медиации
Что нужно сделать медиатору, чтобы проводить онлайн медиацию?
Для начала медиатор регистрируется в системе интеллектуальных услуг, которыми пользуются Народные суды КНР. Медиатор проходит процедуру идентификации личности через систему управления регистрацией домашних хозяйств органа общественной безопасности (так называемый «хукоу», то есть проверяются место жительства, информация о родственниках и персональные данные). После регистрации медиатор получает учетную запись, которая дает доступ к материалам дела и участию в сеансах.
Важно учесть, что доступ к платформе предоставляется и народным медиаторам, и членам ассоциаций медиаторов. Стоит прояснить разницу:
Народная медиация – это деятельность комитетов народной медиации, осуществляется бесплатно за счет бюджета КНР. Комитет народной медиации – это общественная организация (часть местного самоуправления). Член комитета – это избираемая должность, население определенной местности избирает члена комитета на 3 года.
Медиаторы, имеющие членство в ассоциациях медиаторов, в свою очередь относятся к институциональной или профессиональной медиации, и как правило, предоставляют свои услуги за денежное вознаграждение. Чаще всего занимаются сложными спорами, требующими определенную квалификацию.
- Суд;
- Категорию спора (т.е. указать, какой сферы касается спор);
- Сумму иска;
- Информацию о сторонах спора;
- Приложить доказательства, кратко описав суть спора.
Далее система предлагает подходящего медиатора, основываясь на введенной ранее информации. Также можно выбрать медиатора самостоятельно. Важно, что выбор медиатора - это совместное решение сторон. В случае неспособности сторон выбрать медиатора, суд выберет его в принудительном порядке.
Далее в течение трех дней медиатор или ассоциация медиаторов должны ответить на заявку, подтвердить ее или отклонить в случае если спор выходит за рамки компетенции.
Правовая система КНР известна тем, что юридической деятельностью имеют право заниматься только лица, имеющие гражданство КНР, но на медиаторов это правило не распространяется – медиаторам-иностранцам и резидентам Гонконга, Макао и Тайваня разрешено участвовать в коммерческих спорах и некоторых гражданских спорах.
После того, как медиатор принял заявление, начинается процесс медиации. Предварительно медиатор уточняет у сторон, каким образом будет проведена медиация (в режиме аудио- или видео-встречи). В случае отсутствия у одной из сторон технических возможностей участия, медиатор обязуется такие условия предоставить. Если же выясняется, что обе стороны не имеют нужных технически средств, то тогда медиация переходит в очный формат.
Перед непосредственным началом медиатор должен проверить личность сторон. Все стороны должны войти в одно и то же назначенное время, если стороны не могут войти в систему одновременно, с согласия всех заинтересованных сторон, видео-медиация проводится для сторон по очереди.
В процессе онлайн-медиации медиатор должен синхронно составлять электронные протоколы и подтверждать неоспоримые факты. С очевидно выраженного согласия обеих сторон электронные протоколы могут быть заменены аудио- и видеозаписями, но неоспоримые факты должны быть подтверждены в письменном виде.
По достижении согласия сторон, медиативное соглашение регистрируется в онлайн форме, и подписывается медиатором и сторонами с помощью электронной подписи или подтверждением СМС кодом, после чего вступает в силу и передается через платформу медиации.
Если по итогу проведения медиации медиативное соглашение не заключается, медиатор фиксирует причины. Суд рассматривает дело в зависимости от конкретных обстоятельств, например, может предложить подать заявление онлайн или возобновить судебное разбирательство.
Медиатор и платформа медиации
Что нужно сделать медиатору, чтобы проводить онлайн медиацию?
Для начала медиатор регистрируется в системе интеллектуальных услуг, которыми пользуются Народные суды КНР. Медиатор проходит процедуру идентификации личности через систему управления регистрацией домашних хозяйств органа общественной безопасности (так называемый «хукоу», то есть проверяются место жительства, информация о родственниках и персональные данные). После регистрации медиатор получает учетную запись, которая дает доступ к материалам дела и участию в сеансах.
Важно учесть, что доступ к платформе предоставляется и народным медиаторам, и членам ассоциаций медиаторов. Стоит прояснить разницу:
Народная медиация – это деятельность комитетов народной медиации, осуществляется бесплатно за счет бюджета КНР. Комитет народной медиации – это общественная организация (часть местного самоуправления). Член комитета – это избираемая должность, население определенной местности избирает члена комитета на 3 года.
Медиаторы, имеющие членство в ассоциациях медиаторов, в свою очередь относятся к институциональной или профессиональной медиации, и как правило, предоставляют свои услуги за денежное вознаграждение. Чаще всего занимаются сложными спорами, требующими определенную квалификацию.

На сайте есть возможность проверить информацию о каждом медиаторе.
Например, можно узнать:
Например, можно узнать:
- Верифицирован ли его профиль судебным органом;
- Уровень квалификации медиатора (начинающий, средний уровень, высший уровень и эксперт);
- Количество завершенных и рассмотренных дел;
- Принадлежность к суду;
- Области специализации.

Перейдя к профилю медиатора, мы также можем узнать, предоставляет он свои услуги бесплатно или же на коммерческой основе, о чем говорят иероглифы в верхнем левом углу аватара («免费» – бесплатно или «收费» – платно). Помимо этого, посетителю доступна информация об удовлетворенности услугами медиатора, о разрешенных спорах, о текущих делах и об уровне квалификации.
Заключение
Онлайн-медиация в Китае стала отличным примером того, как цифровые технологии могут изменить правовую систему. Она серьезно уменьшила нагрузку на суды и сделала правосудие доступным для многих людей, даже для тех, кто живет в далеких горных деревнях. С момента начала работы платформы в 2018 году были решены миллионы споров, что показывает, насколько этот инструмент популярен и полезен.
Этот опыт представляет особый интерес для России, где также активно развивается государственный интернет-сектор. Благодаря масштабным проектам, направленным на обеспечение высокоскоростного интернета и созданию цифровой инфраструктуры, Россия обладает всеми условиями для внедрения подобных платформ онлайн-медиации.
Применение китайской опыта могло бы стать важным шагом в развитии медиации, создание единой государственной платформы для онлайн-медиации могло бы уменьшить нагрузку на суды и сделать правосудие доступнее для граждан, даже в самых удаленных уголках страны.
Николай Брюшков,
Студент НИУ «Высшая школа экономики», востоковед-китаист.
Заключение
Онлайн-медиация в Китае стала отличным примером того, как цифровые технологии могут изменить правовую систему. Она серьезно уменьшила нагрузку на суды и сделала правосудие доступным для многих людей, даже для тех, кто живет в далеких горных деревнях. С момента начала работы платформы в 2018 году были решены миллионы споров, что показывает, насколько этот инструмент популярен и полезен.
Этот опыт представляет особый интерес для России, где также активно развивается государственный интернет-сектор. Благодаря масштабным проектам, направленным на обеспечение высокоскоростного интернета и созданию цифровой инфраструктуры, Россия обладает всеми условиями для внедрения подобных платформ онлайн-медиации.
Применение китайской опыта могло бы стать важным шагом в развитии медиации, создание единой государственной платформы для онлайн-медиации могло бы уменьшить нагрузку на суды и сделать правосудие доступнее для граждан, даже в самых удаленных уголках страны.
Николай Брюшков,
Студент НИУ «Высшая школа экономики», востоковед-китаист.
[1] https://global.chinadaily.com.cn/a/202103/10/WS604816e5a31024ad0baae13a.html