Новости и публикации Центра медиации "Solis"

Япония. Современное состояние медиации и коммуникативные традиции



Именно Япония чаще всего ассоциируется у нас с традициями и самобытной культурой. Эта ассоциация, безусловно, имеет под собой основания.
Самураи, японские боевые искусства, чайная церемония и другие стереотипы известны всем и культивируются во многих доступных источниках (фильмах, книгах).
Как говорят японцы: «Наш этикет начинается с обучения искусству держать веер, а закачивается обрядом самоубийства».
Эта фраза – не пустые слова. Японское социальное поведение крайне формализовано. Нюансы исторического развития и территориальные особенности Японии обусловили создание общества, основой которого является гармоничное сосуществование, пусть даже эта гармония иной раз носит сугубо внешний характер.
Такие формализованные правила поведения имеют свое название – kataKata имеется практически на любой случай. Безусловно, это не писаный закон, но правила эти настолько устоялись и так строго соблюдаются, что стали совершенно неотъемлемой частью общественной жизни.
«Но какое это имеет отношение к медиации?» - спросите вы.
Самое непосредственное. Именно культурные особенности обусловили активное развитие медиации как явления, а затем – и как института.

Медиация в Японии: история и современность
Исторически и культурно медиация в Японии является исключительно естественным процессом.
Первая т.н. «конституция» Японии - Конституция «Сётоку» (604г. до н.э.), оказавшая большое влияние на последующие законодательные акты японских царей и становление японского раннефеодального государства, в первой же статье определяла:
«Гармонию следует ценить, а избегание бессмысленного противостояния - уважать».
Япония имеет вековую традицию неконфликтных методов разрешения споров. Судебный процесс не был известен до тех пор, пока западные страны не ввели его в конце 1800-х годов. До сегодняшних дней часто можно встретить мнение о Японии как об обществе, не участвующем в судебных процессах.
Япония периода Токугава (1603-1867) была разделена на четыре социальных класса. Иерархия была такова: (а) самураи- бюрократы, (б) крестьяне, (в) ремесленники и (г) торговцы. Самураи были высшим из четырех классов. Крестьяне, ремесленники и торговцы были обязаны хранить верность самураям, и им не разрешалось вести себя грубо по отношению к самураям. В этом обществе считалось, что спорить - это нарушение морали. Долгом старших и авторитетных членов общества было поддерживать мир в пределах своего социального или политического влияния и, при необходимости, прилагать все возможные усилия для посредничества. В современной Японии классовая иерархия была заменена вертикальной структурой, основанной на относительном статусе любых двух индивидов. Концепция вертикального общества, tate shakai, пронизывает все взаимодействие между японцами. Положение каждого человека по отношению к другим, основанное на возрасте, поле, образовании и профессии, является определяющим. Эта социальная иерархия уходит корнями в конфуцианство и буддизм с их акцентом на долге и социальной гармонии. Таким образом, до сегодняшнего дня считается, что споры должны разрешаться таким образом, чтобы сохранить "гармоничные отношения" и позволить человеку сохранить лицо. Это обеспечивается посредством примирения и посредничества, а не путем выигрыша/проигрыша в судебном разбирательстве. Хотя число официально рассмотренных гражданских исков неуклонно росло с 1983 года, посредническое разрешение споров продолжает играть преобладающую роль.

Виды медиации (посредничества)
Сегодня мы можем говорить о трех основных видах медиации (посредничества):
(i) медиация, проводимая и поддерживаемая судом (“Судебная медиация”), которая подразделяется на два типа: (а) медиация по гражданским делам (включая коммерческие вопросы), кроме семейных дел; и (б) семейная медиация только для семейных дел. Последняя является обязательной.
(ii) посредничество, проводимое и поддерживаемое государственными организациями, отличными от суда (“Административное посредничество”).
(iii) посредничество, учрежденное и проводимое частным сектором (включая любые иностранные посреднические организации) (“Неправительственное посредничество”).
Самый популярный и эффективный метод альтернативного разрешения споров в Японии - посредничество, связанное с судом ("chotei"), судебная медиация. В среднем каждое третье вновь возбужденное гражданское дело разрешается посредством chotei. Около 55 процентов судебных медиаций заканчиваются соглашением сторон.
В 2020 году было начато более 30 тыс. судебных посредничеств по гражданским делам и более 130 тыс. по семейным.
Особенности процедуры судебной медиации:
• Инициировать медиацию могут стороны или суд.
• Процедурой руководит комитет по медиации, созданный для каждого дела, состоящий из судьи и двух медиаторов, назначаемых судом из местного сообщества (уважаемые члены общества, от 40 до 70 лет, не обязательно юристы). Члены комитета являются госслужащими, исполняют свои обязанности на протяжении 2 лет и могут быть переназначены на новый срок. Процедура проходит в здании суда; она конфиденциальна, но комитет может разрешить (и даже запросить) участие заинтересованных в исходе процедуры третьих лиц.
• Стороны должны присутствовать на процессе медиации лично. По закону представитель может присутствовать на медиации вместо стороны только в исключительных случаях.
• Расходы на посредничество будут оплачены в начале посредничества стороной, предложившей его. Расходы определяются в соответствии с суммой, заявленной стороной-инициатором (от ЕВРО 8,5 до ЕВРО 51,5).
• Комитет назначает дату и время процесса (обычно один или два раза в месяц) и уведомляет обе стороны. Процедура преимущественно носит характер последовательных индивидуальных встреч из опасения, что стороны могут не сдержать эмоции, что помешает достижению согласия.
• Медиатор часто является источником конкретных предложений по урегулированию спора.
• Прекратить процедуру может любая сторона или сам комитет.
• Медиативное соглашение регистрируется судом, если не противоречит закону и публичному порядку, после чего носит характер судебного решения.
Основа процесса – взаимные уступки. Судебная медиация всячески поощряется как с социально-общественной точки зрения, так и со стороны государства: правительство поддерживает образование и тренинги для медиаторов.
Административное посредничество является распространенным явлением и проводится многими правительственными комитетами, занимающимися вопросами в конкретных областях, таких как потребительские или трудовые споры (например, трудовые споры рассматривает Комиссия по трудовым отношениям).
Неправительственным (частным) посредничеством занимаются многие частные организации (например, Японская Ассоциация коммерческого арбитража - JCAA, Японская банковская ассоциация – JBA, региональные Центры арбитража и посредничества Японских ассоциаций адвокатов, Японское агентство по международному сотрудничеству – JICA, альтернативное разрешение финансовых споров также предусмотрено Законом о финансовых инструментах и биржах).
Закон о содействии использованию альтернативных методов разрешения споров (Закон № 151 от 2004 года), который вступил в силу 1 апреля 2007 года, поощряет и регулирует этот вид посредничества.
Предусмотренo право частных посредников пройти процесс сертификации, но таковая не является обязательной. Тем не менее, на текущий момент более 160 организаций сертифицированы (аккредитованы) Министерством юстиции Японии.
Процедуры Административной медиации и Неправительственной (частной) медиации различаются в соответствии с внутренними правилами соответствующего органа по медиации; однако большинство процедур, как правило, такие же, как и при Судебной медиации.
Соглашение, достигнутое посредством Административного посредничества или Неправительственного (частного) посредничества, считается простым соглашением между сторонами. Если одна из сторон нарушает соглашение, другой стороне необходимо получить судебный приказ, прежде чем она сможет привести соглашение в исполнение.

Культурные особенности
Итак, вернемся к причинам, обусловившим развитие посреднического разрешения споров. Как мы уже знаем, жизнь японского общества формализована и построена на ряде ключевых концепций, само наличие которых и ведет к тому, что разрешение спора вне стандартной судебной процедуры является преимущественным.
Вот некоторые из них, непосредственно влияющие на подход к переговорному процессу:
· принадлежность к группе: человек воспринимается в первую очередь не как индивидуум, а как часть группы (клана или компании). Группа при этом является источником не только материальных благ, но и «kao» - обеспечиваемой группой социальной репутации, чести, уважения; прямым следствием такой концепции является то, что решения будут приниматься группой, чтобы никто не «потерял лицо». И наоборот, действия члена группы могут иметь влияние на репутацию группы, что обязывает членов группы быть крайне осмотрительными в действиях и решениях;
· концепция социального долга: «on» и «giri». Каждый японец с детства ощущает «on» - долг, который вряд может быть возвращен каким-либо образом, например, долг перед родителями. По мере взросления возникает понятие «giri» - ответственность в силу определенной позиции в обществе или группе, например, ответственность работника перед работодателем (и наоборот) или продавца перед клиентом;
· стремление к совершенству является неотъемлемой частью «kata» во всех областях жизни. Даже минимальное отклонение от идеала будет расценено как неудача; следствием такого подхода является длительное принятие решений для достижения идеального результата, детальное планирование и максимальное избегание неопределенности при принятии решений;
· концепция гармонии «wa» - одна из ключевых в обществе. Любые решения и действия должны служить укреплению гармонии внутри группы (будь то общество в целом, или отдельные группы, например, компании). «Wa» является доминантой во всех отношениях, и в том числе в бизнесе. Поддержание «wa» – это (в сочетании с «giri») ответственность менеджмента компании. С точки зрения японца слишком резкие и прямые вопросы и ответы, напористое поведение в переговорах, отрицательный ответ являются проявлениями агрессии, а значит – нарушают гармонию «wa»;
· «nemawashi» - практический способ урегулировать сложности при принятии решений, возникающие в связи с вышеприведенными концепциями, такие как: необходимость длительного согласования решений со всеми членами группы, достижение идеального решения и т.п. Под «nemawashi» понимается выработка и неформальное согласование решения до его официального принятия. На практике это представляет собой ряд индивидуальных обсуждений вопросов со всеми членами группы, чье мнение существенно для принятия окончательного решения. При таком подходе решение принимается, как правило, еще до момента общего собрания (например, заседания или переговоров), а на общем собрании лишь формально оглашается;
· концепция поведения «honne/tatemae»: «honne» - это мир сокровенных мыслей и намерений человека, а «tatemae» - это "фасад", назначение которого - сохранять гармонию «wa» в отношениях и служить защитным экраном в общении до тех пор, пока другая сторона не откроет своих истинных намерений. Переход от «tatemae»к «honne» невозможен в короткое время, для этого требуется терпение, такт и мягкая настойчивость. Однако, лишь по достижении в общении состояния «honne» возможно будет понять истинные намерения стороны;
· доверие: с точки зрения японца, основание любых длительных отношений – доверие, а не контракт. Никакой детальный контракт не поможет, если между сторонами не сложились отношения взаимного уважения и доверия;
· благосклонность и «amae»: благосклонность, благоволение сильного к слабому – непременная часть культуры, а «amae» - это крайнее выражение такого благоволения. В переговорах традиционно японцы будут настаивать на том, что они являются слабой стороной, ожидая от другой стороны снисхождения, а попытки другой стороны воспользоваться такой внешне слабой позицией и надавить будут восприняты как нарушение гармонии (как агрессия);
· японскую культуру относят к высококонтекстным - коммуникации зависят в значительной степени от контекста невербальной части сообщения, чем от сообщения, выраженного вербально. Иными словами, необходимо понимать, что стоит за сказанным словом, ведь основной смысл послания может быть гораздо глубже, чем его вербальное выражение.
Перечисленные концепции поведения естественным образом привели к тому, что в обществе сложилась система, при которой сам по себе конфликт представляет собой событие негативное (нарушающее гармонию), а разрешение конфликта является настолько важным, что даже сторона, являющаяся правой в споре, готова будет идти на уступки для достижения договоренности. Этот подход, кстати, отличительная черта посредничества в Японии – посреднические процедуры непременно сопровождаются взаимными уступками сторон.
К вышеприведенным культурным особенностям со временем добавились нюансы чисто практического толка, а именно - весьма длительное рассмотрение дел в судах (одна инстанция может занимать 3-5 лет), а также непредсказуемость судебных решений. Дело в том, что общественное мнение порицает сам факт конфликта, а значит, даже пострадавшая сторона, возбудившая дело в суде, будет восприниматься негативно, частично виноватой в конфликте. Судьи – не исключение из культурных правил; их суждения также подвержены общепринятым нормам, в связи с чем судьи скорее руководствуются «духом» закона, а не буквой.
Совокупность перечисленных культурных и практических нюансов создала естественную благоприятную почву для развития медиации, ведь процедура соответствует всем ключевым концепциям и традициям японского общества и служит достижению и сохранению гармонии «wa». Любопытно, что среди обычных преимуществ медиации, таких как привычные нам скорость разрешения спора, сравнительно низкая стоимость процедуры, получение контролируемого результата, решение спора в духе win-win, японцы выделяют существенное для культуры Японии качество – низкая конфликтность процедуры по сравнению с судебным разрешением спора, а также снижение психологической нагрузки в процессе урегулирования конфликта.

Наталья Фролова,
Медиатор Центра медиации “Solis”

Источники:
Фото: <a href='https://ru.freepik.com/photos/background'>Background фото создан(а) wirestock - ru.freepik.com</a>
Подпишитесь на канал Центра медиации "Solis" в Яндекс-Дзен или Телеграмм, чтобы не пропустить другие статьи и новости.
Made on
Tilda