Новости и публикации Центра медиации "Solis"

О регулировании профессии медиатора. К чему готовиться российским медиаторам? О примере Израиля, США, Англии и Китая

Обращение в Министерство юстиции России

В октябре 2020 года Министерство юстиции РФ опубликовало проект Федерального закона об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации (далее – Законопроект). Законопроект вызвал жесткую критику среди медиаторов и адвокатского сообщества, некоторые коллеги предложили вовсе его не принимать. В частности, я ссылаюсь на статью Екатерины Смольянниковой от 9 октября 2020 года «Медиация рискует превратиться в формальный институт», статью Сергея Макарова от 23 октября 2020 года «Гром медиации, раздавайся!».

Тем не менее над Законопроектом продолжается работа, и в среде медиаторов распространяется информация о том, что вскоре будет опубликована его очередная редакция. Мы с нетерпением ждем этой редакции от Министерства юстиции РФ.

Однако, пока он не опубликован, я предлагаю еще раз рассмотреть разные модели регулирования профессии медиатора и оценить, по какому пути идет российское регулирование, стоит ли выбирать этот путь.

Медиаторам я предлагаю направить мне письмо (адрес в конце), если вы хотите поддержать или дополнить этот комментарий и поставить свою подпись под ним.

В отношении профессии медиатора Законопроект предлагает следующую модель:
  1. Медиатором может быть лицо старше 30 лет,
  2. По первому образованию медиатор должен быть юристом, психологом и педагогом, иметь стаж работы от 5 лет по специальности,
  3. Медиатором не может быть адвокат или нотариус, но могут быть судьи в отставке,
  4. Медиатор должен пройти программу подготовки, утвержденную Минюстом РФ,
  5. Медиатор должен пройти экзамен в государственной комиссии, и в состав этой комиссии медиаторы не входят,
  6. Медиатор должен пройти стажировку у другого медиатора, при этом назначение на должность стажера осуществляется с согласия уполномоченного органа,
  7. Медиаторы, сдавшие экзамен, включаются в реестр медиаторов, который будет вести Минюст РФ.

В определениях Законопроекта сказано, что медиатор – лицо, отвечающее требованиям закона.

В то же время в статье, касающейся требований к медиатору сообщается, что в семейных спорах, в административных спорах и уголовном судопроизводстве могут работать только медиаторы, отвечающие требованиям закона. Что же это означает? В остальных сферах правоотношений медиаторы не должны отвечать требованиям закона? Закон ограничивает свое вмешательство только в эти сферы? Это непонятно, так как в законопроекте имеется противоречие между определением медиатора и сферами, в которой он может работать.

Я не буду подробно останавливаться на этих требованиях, так как на эту тему уже высказались мои коллеги в статьях, на которые я ссылаюсь выше. Я лишь хотела бы подчеркнуть, что при таких требованиях профессия медиатора теряет свои главные качества: независимость и нейтральность.

Медиатор должен быть нейтральным и независимым лицом, как в частных спорах, так и в публичных спорах, где одна из сторон – государственный орган.

При такой модели регулирования, которую предлагает Законопроект, к профессии медиатора будут допущены только лица, к которому государство не имеет никаких претензий. К профессии медиатора не будут допущены адвокаты – основные правозащитники граждан и бизнеса по спорам с государственной властью.

Для сравнения ниже показано, какие имеются иные модели регулирования профессии медиаторы и каковы их преимущества.

Россия сегодня
Сегодняшняя российская модель регулирования профессии разделяет медиаторов на тех, кто может работать по назначению суда, и всех остальных медиаторов. По назначению суда могут работать медиаторы, прошедшие специальное обучение. В остальных сферах посредниками в урегулировании споров могут быть любые лица, которых избирают стороны.

Израиль
Похожая модель работает и в Израиле, с тем лишь дополнением, что медиатор, претендующий на работу в судах, должен пройти в суде от 18 медиаций в порядке стажировки. Стажировка израильского медиатора при суде определяется не длительностью его работы, а количеством медиаций, которые он провел или в которых участвовал.

Существует в Израиле также и Общественный посреднический центр. Медиаторы, которые работают в этом центре, соблюдают разработанные им правила.
Деятельность других медиаторов никак не регулируется. Медиаторы могут состоять в профессиональных сообществах, разрабатывать для себя кодексы этики, то есть их деятельность саморегулируется.

Так, например, чтобы войти в Израильскую коллегию медиаторов, необходимо иметь высшее образование (любое!), иметь опыт работы по своей основной специальности от 10 лет, сертификат о прохождении курса медиаторов (60 часов), быть старше 25 лет, не иметь судимости, соблюдать правила этики медиаторов и оплачивать членские взносы.
Разделение на судебного и не судебного медиатора имеет смысл, поскольку работа в суде часто связана со сложными юридическими вопросами. Можно предъявлять более высокие требования к медиаторам, осуществляющим деятельность в суде.

Англия
В Великобритании реестры рекомендованных медиаторов ведут саморегулируемые организации: Совет гражданской медиации, Совет семейной медиации, Королевский институт арбитров, Служба Омбудсмена.

Войти в состав СРО можно, если медиатор прошел обучение по медиации и может представить доказательства практического опыта (например, за два года). Медиаторы, входящие в СРО, должны соблюдать правила профессиональной этики и регулярно повышать квалификацию.

США
В США требования к медиаторам разрабатываются ассоциациями и учреждениями. Штаты могут разрабатывать свои требования к медиаторам.

Профессиональные требования разрабатывает Американская арбитражная ассоциация, Федеральная служба медиации и примирения, Национальный совет по медиации, Совет по гражданской медиации, Королевский институт арбитров, Институт мира США, Департамент по политическим вопросам ООН, Служба судебного арбитража и медиации.

Медиатором в частных спорах может быть любое лицо.

Медиатор по назначению суда должен, как правило, иметь юридическое образование, адвокатский статус или степень магистра по социальной работе – для семейной медиации, обладать опытом работы (проверяется это через СРО), регулярно повышать квалификацию (также на базе СРО, как правило).
Медиаторы могут работать по найму, так как в США очень развита медиация в публичных спорах. Работодатели могут предъявлять свои требования к медиаторам и даже проводить собственное обучение.

Таким образом, в Израиле, США и Англии:
  1. разделяют медиаторов на два вида: на тех, кто осуществляет деятельность в суде, и тех, кто работает в частных или публичных спорах не по назначению суда,
  2. к медиаторам, осуществляющим деятельность по назначению суда, предъявляют более высокие требования,
  3. эти требования ясные и простые: наличие опыта работы, наличие специального образования, повышение квалификации,
  4. доступ к профессии медиатора не ограничивается прохождением какого-либо экзамена в государственном органе или комиссии,
  5. профессию медиатора регулируют государство и общество совместно, сами медиаторы разрабатывают правила и этику своей работы, руководят образованием и повышением квалификации медиаторов,
  6. отсутствует требование о стажировке у других медиаторов с согласия уполномоченного органа.

Теперь рассмотрим, как регулируется профессия медиатора в Китае.
Медиация в Китае входит в систему государственной исполнительной власти, деятельность медиаторов носит добровольно-принудительный характер, оплачивается и поощряется государством. Осуществляют медиацию комитеты народной медиации.
Руководство комитетов народной медиации осуществляет Министерство юстиции КНР. Медиатор – это должность, финансируемая государством, медиатора (как члена комитета) выбирают на собрании сельского или городского поседения на три года, при этом количество переизбраний не ограничено.

Развитие медиации в России, Израиле, США, Англии и Китае
В Китае отсутствует медиация между государством и обществом, так как медиаторы являются частью государственной структуры. Медиация очень развита, но только в частном секторе.

В  Англии и США медиация развита и в частной, и в публичной сфере. В Израиле публичной медиации ничего не препятствует. В США и Англии от 89 до 95% споров разрешаются путем медиации, вне суда. В Израиле с каждым годом растет количество дел, разрешаемых путем медиации.

Отдельно хочу отметить экономические показатели (результаты развития) медиации в Англии (по отчету 2021 года):

Приблизительно 17,5 миллиардов фунтов стерлингов - ежегодная стоимость дел, рассматриваемых путем медиации в Англии.

155 миллиардов фунтов стерлингов - приблизительная общая стоимость медиативных дел с 1990 года в Англии и Уэльсе.

40 миллиардов фунтов стерлингов сэкономлены благодаря медиаторам с 1990 года.

Совокупная стоимость профессии медиатора с точки зрения общего дохода медиаторов составляет около 50 миллионов фунтов стерлингов.

Медиация в России находится в плачевном состоянии. Ею занимаются только отдельные энтузиасты, число которых по всей России не превышает 300 человек. Если ограничить их работу, медиацией в России будет просто некому заниматься.

В публичной сфере медиация делает только первые шаги.

В России очень сложно зарегистрировать СРО медиаторов. Эта проблема требует глубокой проработки и реформ.

В России согласно последней статистке (за первое полугодие 2022 г.) на одного судью районного суда в Москве приходится 274 дела в год, в Арбитражном суде города Москвы на судью в 2021 году приходилось 266 дел в месяц(!). При этом, судьи наиболее загружены публичными спорами.

При такой загруженности судья не в состоянии качественно разрешить спор.

Требования к профессии медиатора, предложенные Минюстом РФ, даже более жесткие чем требования, предъявляемые к третейским судьям. Непонятно, чем это объясняется. При таком подходе загрузка в российских судах останется прежней или будет только расти.

Понятный и современный способ снизить нагрузку на судей и улучшить качество рассмотрения и разрешения дел – это развивать альтернативные способы урегулирования споров: медиацию и третейское разбирательство.

Предложения:
  1. Необходимо изменить требования к профессии медиатора, которые предложил Минюст РФ в октябре 2020 г.,
  2. Для развития медиации в России и снижения нагрузки на суды, обеспечения нейтральности и независимости медиаторов я предлагаю пойти по модели регулирования профессии в Израиле, то есть к имеющемуся регулированию в России можно было бы ввести требование о прохождении медиаторами стажировок в судах, если они планируют вести деятельность по назначению суда,
  3. Никаких иных требований пока вводить не нужно, учитывая неразвитость медиации в России,
  4. Необходимо создать условия для увеличения количества СРО медиаторов в России, которые в свою очередь смогут обеспечить поддержку квалификации и этики медиаторов,
  5. В России медиация не развита на том уровне, чтобы медиаторы могли обеспечивать друг друга стажировками. Для развития медиации государству необходимо разрешить медиацию в публичной сфере и обеспечить все органы государственной власти лицами, департаментами, ответственными за развитие, распространение информации и продвижение медиаций с гражданами и бизнесом.

Медиаторы, которые хотят поддержать этот комментарий к законопроекту, дополнить его, могут направить мне письмо на адрес: dz@solismediation.ru

Ваши данные и дополнения с Вашего согласия будут добавлены к этому письму.

Дарья Ждан-Пушкина,

медиатор Центра медиации "Solis", руководитель юридической фирмы "Юридический офис Дарьи Ждан-Пушкиной"


Это обращение в Министерство юстиции России также подписано:

Вероника Демидова, медиатор Центра медиации "Solis"

Сусана Киракосян, медиатор Центра медиации "Solis"

Наталья Фролова, медиатор Центра медиации "Solis"



Источники:
  1. Mediator Ethics inIsrael. URL: https://mediatorethics.com/mediator-ethics-in-israel/ (Дата посещения: август 2022)
  2. Р. Шпак. Израильская модель медиации. URL: https://conflictmanagement.ru/izrailskaya-model-mediatsii/?ysclid=l6j43hw5qz802388845 (Дата посещения: август 2022)
  3. Материалы конференции Центра медиации “Solis” и “НИУ ВШЭ” «Посредничество в урегулировании конфликтов в разных странах. Диалог между Западом и Востоком», прошедшей 30 июня 2022 г. URL: https://www.solismediation.ru/tpost/y68d2f8gc1-post-reliz-konferentsii-posrednichestvo
  4. Лариса Котова, Гончиг Цецедарь (2022). Современное состояние медиации и коммуникативные традиции в ходе переговоров в Китае. URL: https://www.solismediation.ru/tpost/y68d2f8gc1-post-reliz-konferentsii-posrednichestvo
  5. Фото: <a href='https://ru.freepik.com/photos/business'>Business фото создан(а) pressfoto - ru.freepik.com</a>

Подписаться в Телеграм: https://t.me/solismediation
Публикации Регулирование и законотворчество